Инстаграм

Off

Друзья, а вы знаете, что этот ныне самый маленький суздальский монастырь когда-то с почетом называли «великой лаврой», словно Александро-Невскую лавру или лавру в Сергиевом Посаде?
Дело в том, что в эту – бывшую в ту пору женской – обитель во множестве стекались на житие женщины, потерявшие мужей и сыновей во время нашествия хана Батыя на Русь. А основал монастырь на левом берегу реки Каменки Великий владимирский князь Александр Невский. В честь навек прославившей его победы над шведами на Неве в 1240 году. И еще был тот монастырь усыпальницей суздальских княгинь, о чeм свидетельствуют два сохранившихся надгробия с надписями Мария (1362) и Агриппина (1393).

Московские князья лично опекали монастырь, Иван Калита и его сын жаловали ему земельные угодья. Но 1608 – 1610 годах польско-литовские захватчики захватили Суздаль и сожгли Александровский монастырь. Он возродился вновь заботами царицы Натальи Кирилловны (матери Петра I), пожертвовавшей средства на строительство новой церкви с колокольней, освящeнной во имя Вознесения Господня. Это, пожалуй, самый изящный из небольших храмов Суздаля.

В начале XVIII века здесь возвели Святые ворота и ограду, но 1764 году монастырь был упразднен, а храм стал просто приходской церковью. Территория вокруг него стала своего рода мини-деревней внутри монастырской ограды, и когда уже в наше время монастырь вновь начал возрождаться (уже как мужской) монашеские кельи и мирские избы оказались здесь вперемешку.
Мы поможем вам забронировать экскурсию и самый удобный номер по телефону 8 800 200 5292 или здесь suzdal-dobro.ru/booking

Off

Стоящий на низком берегу Каменки Покровский монастырь – самое посещаемое паломниками место в Суздале. Эта обитель основана князем Андреем Суздальско-Нижегородским в 1364 году.

Эпохой его расцвета стал XVI век, связанный с житием здесь преподобных Софии Суздальской и Елены Московской (ставшей потом первой игуменьей Новодевичьего монастыря). Здесь бывали Василий III, Иван Грозный, Николай II с семьей.

В нижем храме Покровского собора расположен некрополь с захоронениями жены Ивана Грозного царицы Анны Васильчиковой, невестки Грозного – Евдокии Сабуровой, дочери Василия Шуйского – царевны Анастасии. А также княгинь Шемятичевых, Бельских, Кислых, Ногтевых.

Здесь приняла постриг Евдокия Лопухина, первая жена Петра I, которая прожила в монастыре 20 лет. Всего же насчитываются 27 захоронений именитых насельниц.
Самые почитаемые – мощи жены Василия III, Великой московской княгини Соломонии Сабуровой. Она в монашестве получила имя Софии и провела в монастыре 17 лет. Еще в XVII веке София-Соломония причислена к лику святых.

Паломники имеют возможность приложиться к мощам преподобной Софии. А летопись монастыря хранит более 40 свидетельств об исцелениях и помощи преподобной – от онкологических заболеваний, бесплодия, детских недугов.

Приезжайте и поклонитесь мощам любимой суздальской святой Софии!

Мы поможем вам забронировать номер в усадьбе “Добролюбово” и организовать экскурсию по тел. +7 800 200 52 92

Off

Друзья, а вы знаете, что название “Суздаль” имеет чуть ли не библейское происхождение?

Откуда пошло имя Суздаля историки спорят до сих пор. Самая старая (и самая пафосная) версия записана в ХVIII веке суздальцем Ананием Федоровым.

Он рассказал, что после Всемирного потопа появились на свет три брата из племени Иафетова: Сан, Авесархан и премудрый Асан. И они пришли на Землю русскую, где первые два брата построили много городов, в том числе и Великий Новгород. А третий брат, Асан, отправился дальше всех, и основал свой собственный город – “по своему суждению”. Да так и назвал его “Суждаль”.

Также считается, что на этом месте князья судили народ, оттого оно и зовется Суздаль – от слова “суд”.

Еще происхождение слова “Суздаль” ведут от древнерусского глагола “съзьдати” – “создавать”. То есть, буквально “слепить из глины” (от слова “зъдъ” – глина). Получается, что “Суздаль” – это город “сделанный из глины” или “кирпичный”.

А еще есть версия, что “Суздаль” – это от слова “даль”, ведь вокруг раскинулись поля, и все видно далеко-далеко. Сторонники этой версии считают, что слово “Суздаль” – женского рода, как и само слово “даль”.

Off

Друзья, а вы знаете, что Суздаль можно по праву назвать “колокольной столицей России”? Выходит, что не случайно Андрей Тарковский снимал завершающую легендарный фильм “Андрей Рублев” новеллу “Колокол” именно здесь.

Из Суздаля еще в советскую эпоху пошло возрождение искусства колокольного звона в Центральной России. Начал его Юрий Юрьевич Юрьев, который и сегодня считается самым знаменитым российским звонарем.

Родился он в Муроме, сиротой скитался по детским домам, и школу окончил уже в Суздале. Работал киномехаником, а потом – звукооператором в музее-заповеднике. Колокольному звону учился на Севере, в Архангельске. Сам же 30 лет, до самой смерти, был звонарем в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. Снимался в фильме “Юность Петра”, был героем нескольких документальных фильмов. Стихи о Юрии Юрьеве сложил знаменитый песенник М.Матусовский.

Теперь в Суздале каждый год проходит Всероссийский фестиваль духовной музыки и колокольных звонов “Лето Господне”. А самые лучшие звоны весь год можно услышать со звонницы Спасо-Евфимиевого монастыря (концерты устраиваются там несколько раз в день) и с Преподобенской колокольни женского Ризоположенского монастыря. Там в 2016 году на праздник Преображения Господня был открыт Музей Колоколов. Жемчужиной его является колокол-благовестник весом 3,5 тонны. Его голос иногда слышен за 10 километров от города.

Off

Друзья, а вы знаете, что главная суздальская ярмарка названа в честь святой?

150 лет главным торговым событием года в Суздале была Преподобенская Евфросиньевская ярмарка – в честь святой Евфросинии Суздальской. Длилась она целую неделю. Людей на ярмарку приезжало больше, чем было в городе самих жителей.

Служили молебен в Рождественском соборе и совершали крестный ход с иконами четырех Суздальских святых – Феодора, Евфимия, Евфросинии и Иоанна – в Ризоположенский монастырь. Только потом поднимался флаг ярмарки.

Торговая площадь делилась на несколько особых площадей – поменьше. На Конной площади торговали всем деревянным: жердями, половыми досками, бревнами, столбами и дровами. А еще там продавали кадки, ушаты, коромысла. На Хлебной площади стояли подводы с рожью, пшеницей, ячменем, гречкой, овсом. У самых Торговых рядов выставляли санки, оси, оглобли. За Воскресенской церковью – продавали ягоды, яблоки, груши, орехи, грибы и репу.

Одних лошадей продавалось до 5 тысяч, их крупными партиями закупали офицеры для воинских частей. Из Коврова и Вязников приезжали коробейники, которые торговали галантерейным товаром, книгами и картинами. Из Мстеры и Холуя привозили иконы.

Где ярмарка – там веселье. Подтягивались цыгане, приезжал цирк с джигитами и клоунами. На площади карусель, и играли музыканты. Даже до кулачной потехи «стенка на стенку» доходило!

Сейчас Ефросиньевская ярмарка возрождена, она проходит в начале октября. И точно так же начинается с литургии и освящения Торговых рядов.

В этом году Ефросиньевская ярмарка состоится 6 октября 2018. Присоединяйтесь к нам и не забудьте забронировать самый удобный номер по телефону 8 800 200 5292 или здесь suzdal-dobro.ru/booking

Off

Друзья, а вы знаете, что безбожная власть не пощадила даже Суздаль? Он только кажется нетронутым. Здесь было снесены 15 церквей, колокольни, парадные ворота монастырей, ограды городских церквей…

В лишенном промышленности городе в годы советской власти не было особых сил и средств, чтобы много сносить, и тем более – что-то на этом месте строить. Но на идеологии большевики не экономили. Так уже при Хрущеве в Кремле был разрушен Благовещенский собор – его объявили “малоценной пристройкой” к Богородице-Рождественскому собору.

Был сломан и Георгиевский храм 1751 года, он пущен в конце 1930-х годов на кирпич для строительства гаража сельхозтехникума. На строительные нужды была разобрана и Афанасьевская церковь в Кремле, но еще раньше – в 1926 году. Закрытие храмов сопровождалось насилием и издевательствами над священниками.

Много снесли малых приходских церквей. Дело в том, что они строились парами – летняя (побольше и холодная) и зимняя (отапливаемая). Вместе с колокольнями и каменными оградами, они представляли собой гармоничные ансамбли. Ломали выборочно, что-то – оставляли стоять, но ансамбль уже получал непоправимый ущерб. Так вот снесли Никольскую церковь при сохранившейся Иоанно-Предтеченской церкви. Еще один пример “выборочного сноса” – шатровая колокольня и теплый храм Андрея Первозванного (XVII в.) при сохраненной Тихвинской церкви.

Сретенскую трапезную церковь в Ризоположенском монастыре сначала превратили в клуб, потом – в кинотеатр, а затем и вовсе снесли. В Троицком монастыре находилась одна из лучших церквей города – Троицкая (построена в XVII в.), ее тоже больше нет.

Церковь всех святых с колокольней на Знаменском городском кладбище была построена в 1794 году. А а 1928-м продана на слом и разобрана. Сейчас церковные власти стремятся отметить места, где когда-то стояли храмы-мученики, например,у этого кладбища в 2001 году была построена Свято-Владимирская часовня вместо снесённой церкви.

Off

Друзья, а вы знаете, почему во весь герб Суздаля красуется серебряный сокол?

На гербах всех городов Владимирской губернии в верхней половине герба расположен владимирский золотой лев. В знак главенства города Владимира над остальными городами. И только суздальский сокол занимает гербовый щит целиком.

Дело в том, что веками Суздаль и теперешняя столица губернии – Владимир – были на равных, соперничали друг с другом за власть. Только после окончания Смутного времени Владимир одержал верх.

При Петре I была создана ведавшая всеми гербами Герольдмейстерская контора, а некоему Санти-итальянцу было поручено начать разработку герба Суздаля. В царствование вдовы Петра, Екатерины I, суздальский герб уже очень похож на нынешний – это сокол в княжеской шапке на сине-красном поле.

Но в правление Екатерины II было введено единое правило для всей России: герб губернского города всегда в верхней половине гербов городов уездных. А в нижней – у каждого – какой-то свой, его собственный символ. Исключение было сделано только для Суздаля – в знак его древности, величия и особого статуса, который был подтвержден государыней-императрицей в 1781 году.

Сокол – символ храбрости, ума, а также красоты и благородства был древнейшим родовым знаком князей Суздаля, он венчал их личные гербы. Поэтому уже более 300 лет сокол (уже не в княжеской шапке, а в короне) напоминает всем: Суздаль, в свое время, тоже был столицей Владимиро-Суздальского княжества.
герб 3

Off

Друзья, а вы знаете, что в древнем Суздале жило немало варягов – викингов? А торговали суздальцы в те времена с Сирией и Египтом.

60 лет назад раскопки в Суздале показали, что до начала XII века сюда шел приток варяжских воинов из Скандинавии. При этом, жили все скромно – изба простого человека была 16-20 кв. м, а варяжского дружинника или богатого купца – 60. И все это минимум на 5-6 жителей.

При раскопках обнаружено, что под углы жилищ знатных воинов-скандинавов закапывали черепа лошадей. А в одной из таких изб даже была найдена личная свинцовая печать.

В Суздале находили и византийские монеты и германские. Но основные ценности тысячелетней давности (монеты и женские украшения) в него прибыли из стран Восточного Средиземноморья – Сирии и Египта.

Также в Суздале найдены каменные литейные формы, в которых отливали обереги. На одной из них изображена фигура сидящего человека с двумя птицами на плечах – это скандинавский бог Один.

Другое изображение состоит из свернувшихся в кольцо пожирающих друг друга драконов. По краю идут скандинавские руны, которыми написано имя владельца “Олав”. Скорее всего он прибыл в Суздаль недавно, и принять христианство еще не успел.
Заказать экскурсию по Суздалю вы можете по номеру 8 800 200 52 92

Off

Друзья, а вы знаете, что 300 лет назад богатые суздальцы жили в собственных каменных домах, которые мы бы запросто приняли за коттеджи?

Один из таких домов сохранился до наших дней, он стоит наискосок от Спасо-Евфимиева монастыря. В нем работает мини-музей, который так и называется “Посадский дом”. Экспозиция рассказывает, как был обустроен ежедневный быт наших предков.

“Посадский дом” был выстроен в конце XVII – начале XVIII вв. Тогда суздальцы стали строить каменные жилые дома вместо деревянных. Легко заметить, что он по-сути повторяет в камне архитектуру деревянных теремов. И состоит как бы из двух высоких “изб” с островерхими крышами. Причем, одна из частей дома как бы “наползает” на другую.

Этот беленый особнячок выглядит просто сказочно: дверь на фасаде за минувшие века вросла в землю. Кажется, что она ведет в подвал, но, на самом деле, на первый этаж. Окна очень небольшие – ведь оконного стекла в ту эпоху еще не было. Крыша из теса (досок), стены украшены скромной резьбой.

Внутри воссозданы интерьеры времен, когда этот дом принадлежал хозяину харчевни Ивану Бибанову. Широкие лавки, сундуки, медные котлы, изразцовая печь – все, как было в старину. А также костюм женщины-хозяйки той эпохи и многочисленная утварь, которой она пользовалась каждый день.

Заказать экскурсию по Суздалю вы можете по номеру 8 800 200 52 92

Off

Друзья, а вы знаете, что 105 лет император Николай II посетил Суздаль? Это произошло в ходе царского турне по важнейшим городам страны в честь отмечавшегося в 1913 году 300-летия Дома Романовых.

Царю в то время было всего 45 лет и еще через пять лет он, вместе с сопровождавшими его в Суздале дочерьми, будет расстрелян большевиками.

Сначала царский поезд прибыл во Владимир, где государь молился в Успенском соборе. Затем – на станции Боголюбово – с поезда сгрузили несколько роскошных “Рено” и “Ролсс-ройсов”. На этих открытых машинах и двинулись в Суздаль. На протяжении 30 верст пути императорскую семью приветствовали крестьяне.

На месте – под колокольный звон – царь был встречен городским начальством и духовенством во главе с архиереем. Он поклонился мощам двух суздальских святых епископов и золотое кадило, подаренное еще первым из Романовых – Михаилом Федоровичем.

В числе сопровождавших царя был министр внутренних дел Маклаков. Когда-то он начинал свою карьеру в Суздале, в толпе он кое-кого приметил из своих старых знакомых.

Занятно, что царя приветствовал строй «потешных». Но это были не стрельцы в кафтанах, а наоборот – вроде как русский вариант английских бойскаутов. В те годы эта мода докатилась и до Суздаля!

От собора кортеж двинулся через весь город в Спасо-Евфимиев монастырь – к мавзолею князя Пожарского. Русобородый царь в светлой гимнастерке и фуражке сидел в правом углу заднего сиденья, рядом с ним две старшие дочери, две младшие сидели напротив, все в белых платьях и шляпах.

Заказать экскурсию по Суздалю вы можете по номеру 8 800 200 52 92